Мелкая рыба и запасы
Производители рыбной продукциииз-за падения курса рубля и взлетацен на норвежскую рыбу на мировом рынке (что привело к удорожанию сырья из Белоруссии) почти полностью перестали закупать сырье за границей, утверждаетпрезидент Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка, генеральный директор «Северной компании»ВиталийКорнев.По его словам, компании перешли на мурманскую и карельскую красную рыбуи уже не первую неделю создают запасы слабосоленого филе в вакуумных упаковках и мороженого сырья. Он уверен, что сложившаяся ситуация приведет к тому, что компании начнут перерабатывать сырье, которое раньше игнорировали,например мелкую рыбу. «До конца января мы можем быть более-менее спокойны. А на февраль–март никто прогнозировать не берется. Производители согласны на любой курс рубля, главное – чтобы он был стабильным», – говорит он.
В эконом-сегмент уходит и поставщик овощей и салатов «Белая дача». Как рассказал РБК председатель наблюдательного совета группы компаний «Белая дача»Виктор Семенов,компания продолжает закупать небольшой объем продукции за валюту – для тех потребителей, которые будут покупать продукцию независимо от ее цены. «Однако, понимая, что рынок жестко сожмется, мы переходим на выпуск более дешевой продукции, из российского сырья, цены на которые пока не изменились. Например, у нас за последний месяц заметно вырос спрос на винегреты», – утверждает он.
Генеральный директор «Русагро»Максим Басоврассказал РБК, что холдинг делает запасы как готовой продукции по всем направлениям бизнеса (свинина, сахар, масложировая продукция), так и ингредиентов для производства – это самый лучший способ сохранения денег в нынешней ситуации. «На наших складах запасов уже на 15 млрд руб. На все деньги, которые нам поступают, мы делаем запасы», – говорит он.
Фотогалерея
Вице-президент «Мираторга»Александр Никитинговорит, чтоуагрохолдинга почти весь текущий бизнес находится в рублевой зоне, но часть зерна онвсе же закупает, а оно по цене привязано к экспорту. «Поэтому закупки импортных составляющих придется приостановить до тех пор, покаволатильностьна валютном рынке не спадет и рубль не зафиксируется на каком-то уровне. Составить хоть какой-то бизнес-план сейчас просто невозможно», – отмечает Никитин.
Девелоперы не сильно зависят от колебанийкурса рубля, но по ним бьет решение Банка России поднять учетную ставку до 17%. Причемудар получился двойной: растет стоимость кредитов в банках и дорожает ипотека для покупателей жилья в новостройках.
Выгодные предложения по квартирам итаунхаусамбудут актуальны до конца года, потом строители закладывают рост цен, ссылаясь на повышение ставок по рублевым кредитам. Так решили поступить в компании «ХимкиГрупп»АлишераУсманова. «Девелоперуничего не остается, кроме как переложить повышение ключевойставки Банка России при проектном финансировании и рост стоимости материалов и компонентов на плечи покупателей, – признается партнер девелоперскойкомпании «Химки Групп» ДмитрийКотровский. – Со следующей недели мы поднимаем цены по нашим проектам в среднем на 12% в рублях».
Осторожно вынужден поднимать рублевые цены в некоторых своих проектах и генеральный директор NDV Group АлександрХрусталев. «Сегодня, на мой взгляд, не нужно делать резких движений, – продолжает он. – Застройщики должны сейчас, не поднимая цен, как можно больше собрать денег с покупателей жилья, чтобы достроить начатые проекты, потому что в банках денег больше получить нельзя». Через год на рынке с высокой долей вероятности останется не так много застройщиков: по оценкамХрусталева, уже сегодняоколо 30% строительных компаний могут оказаться на грани банкротства, а к февралю, когда кризис, возможно, достигнет пика, доля таких компаний может вырасти до 60%.
Фотогалерея
Решение регулятора фактически не только ставит крест на рынке ипотечного кредитования, но и может привести к массовому банкротству физических и юридических лиц, соглашается президент и совладелец группы «Мортон» Александр Ручьев. «Резкое повышение ставки ЦБ – это крайне недальновидный и пагубный шаг не только для рынка жилья, но и для всей экономики в целом, – считает бизнесмен. – Несмотря на то что рынок жильяэконом-классавыживет даже в таких условиях, значительного роста стоимости «квадрата» не избежать».
Бронирование туров в понедельник и вторник практически полностью прекратилось, говорит директор по маркетингу сети турагентств «Горячие туры» Сергей Казаков. Были лишь единичные продажи так называемых last minute туров, когда до выезда остаются два-три дня, уточнил он.
Продажи встали, и, когда восстановятся, непонятно, подтверждает генеральный директор «Сети магазинов горящих путевок» Сергей Агафонов. По его словам, туроператоры пока не меняют формулурасчета своих внутренних курсов валют: официальный курс ЦБ на заданную дату + 2–3%. В течение дня объявленный курс никто из туроператоров в понедельник-вторник не менял. 16 декабрявнутренний курс у «Библио Глобуса» равнялся 60,39 руб. за $1 и 75,12 руб. за 1€, у «Пегас Туристик» – 59,8 руб. и 74,48 руб. соответственно, у «Натали Турс» – 59,8 руб. и 74,5 руб.
Любой прогноз, что будет с туротраслью в январе, сейчас будет гаданием на кофейной гуще, говорит Агафонов. Готовы ли граждане выезжать на отдых за рубеж, станет ясно в феврале, когда появится статистика по весеннему бронированию туров.
«У нас все хорошо, но вызывает беспокойство весь авиационный рынок и платежеспособность пассажиров, которые являются конечными потребителями наших услуг. На сегодняшний день падает глубина продаж билетов, авиакомпании отменяют рейсы. На международных рейсах снижение значительное, чуть ли не на 25%», – говорит генеральный директор «Аэрофьюэлз Групп» Владимир Спиридонов (это семейный бизнеспо заправке самолетов более чем в тысячеаэропортовмира, входит в список Forbes непубличных компаний). Все, что покупается за валюту, также отразится в цене билетов. «Стоимость аэропортового заправщика $0,5 млн, даже если он собирается в России, то на треть состоит из иностранных комплектующих. Несложно просчитать, сколько он будет стоить».
Девальвация повлияет на перераспределение расходов авиаперевозчиков. Стоимость лизинговых платежей, которые сейчас составляют 5–10% затрат компаний, вырастет в разы, при этом стоимость топлива, на которое приходится 30% затрат перевозчиков, не снизилась (даже при падающей цене на нефть). Девальвация также повлияет на сокращение спроса на авиационные перевозки, так как сейчас полеты за рубеж становятся предметом роскоши и на них надо копить,говорит директор аналитического департамента ИК «Регион» Валерий Вайсберг.
Для определения цены авиабилетов на полеты из России за рубеж IATA с 2006 года еженедельно, в ночь со вторника на среду,рассчитывает условную единицу – курс рубля к евро, округленный до 50 коп. в большую сторону.С нуля часов 17 декабря курс у.е. вырастет до 76,50 руб.Как отмечает глава транспортного комитета АссоциациитуроператоровРоссии ДмитрийГорин, курс вырастет на14%. «Таким образом, за три недели стоимость билетов на международных направлениях выросла на 33%», – говорит эксперт.
Машины в евро и долларах
«Стратегия нашей компании не предусматривает чего-то, на что понадобилось бы занимать деньги. Будем работать в рамках своего бюджета и сформировавшейся кредитной истории. Валютные расходы у нас отсутствуют, но бизнес зависит от продаж автомобилей. Сейчас, на фоне роста валют, мы ожидаем, что машины подорожают на 25% – это, естественно, отразится на продажах», – заявилпервый вице-президент ГК «Автоспеццентр»Алексей Тузов. Если рост цен на новые автомобили продолжится,то падение рынка будет еще более существенным, что, в свою очередь, не может не отразиться на бизнесе дилеров.